Меню сайта

Образование


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

BANER-YBILEI.png
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №3 «СВЕТЛЯЧОК» г. Осташков


Вторник, 15.10.2019, 04:05

Использование театрализованных игр в развитии правильного звукопроизношения

у детей старшего дошкольного возраста

    Каждому логопеду хорошо известно, что поставить (вызвать) отсутствующий или дефектно произносимый ребенком с нарушением речи звук гораздо проще, чем научить его пользоваться «правильным» звуком собственной речи. Очень часто в своей работе учителю-логопеду приходится сталкиваться с так называемой «кабинетной речью»: звук поставлен, автоматизирован в слоге, слове и во фразе; ребенок успешно использует поставленный звук в отраженной речи, не допускает его искажение, замены или пропусков в отработанных чистоговорках, потешках, коротких рассказах… Но! Как только ребенок выходит из логопедического кабинета, звук в его собственной речи искажается или опускается. Логопед и педагоги детского сада контролируют правильность артикуляции, произнесение поставленного звука, подключает к этому процессу родителей ребенка, но пока не будет сформирована функция самоконтроля, пока ребенок не научится слышать самого себя, находить ошибку в произнесении звука и не захочет сам исправить ее – усилие взрослого не дадут нужного результата («Меня и так все понимают», – считает ребенок).

    Доказано, что большинство детей с тяжелыми речевыми патологиями имеют проблемы в развитии высших психических функций: недостаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения, процесса анализа и синтеза, нарушены внимание, пространственная ориентация. Такие дети, как правило, моторно неловки, причем страдают как мелкая, так и крупная моторики. У детей с нарушениями речи наиболее незрелыми являются механизмы внутренней речи, поэтому затруднена любая самостоятельная творческая деятельность. Дети склонны к стереотипам, имеют сниженный уровень самостоятельности.

    Что же может помочь детям развить и самостоятельность, и внимание, и память, и воображение, и функцию самоконтроля? Как развить мелкую и крупную моторику? Научить слушать и слышать собеседника, сопереживать ему? Существует множество общеизвестных педагогических логопедических методов, приемов, позволяющих развивать и высшие психические функции, и моторику, и эмоционально-волевую сферу ребенка с речевой патологией, повышать уровень его обученности, подготовленности.

    Но есть еще один замечательный способ помочь такому ребенку – театрализованная деятельность, ибо театр не только радует, развлекает детей, но и развивает их во всех отношениях.

    Театрализованные игры детей способствуют развитию их словарного запаса, грамматического строя речи, активизации монолога, диалога, совершенствованию звуковой стороны речи. Коллективная театрализованная деятельность помогают ребенку справиться с волнением и страхом перед выходом на сцену, с чувством неуверенности в себе, «заражает» его радостным ожиданием чего-то прекрасного, яркого. Участвуя в постановке спектакля, ребенок реально переживает поступки персонажа, роль которого он исполняет, и эти чувства и переживания он передает с помощью движений, интонаций, жестов, мимики и других средств выразительности. Он приобретает опыт различного рода взаимоотношений, что очень важно для социальной адаптации детей с речевой патологией. Дети помогают друг другу контролировать звукопроизношение, у них появляется желание говорить четко, правильно и красиво, передать характер своего героя, отношения к нему голосом и даже исполнения песен от лица персонажа.

    Весьма интересной представляется работа по инсценированию хорошо известной детям сказки, например «Репка», но переделанной на новый лад: появляются новые персонажи (Пугало Огородное, Репка, Петух), все герои сказки говорят стихами и даже поют, так как к каждому стихотворному высказыванию можно подобрать подходящую знакомую песенную мелодию. Например, слова Внучки легко ложатся на мелодию известной песни «Я у бабушки живу» в исполнении Я. Поплавской и А. Тихановича, в словах Пугало Огородного легко узнается «Шоколадный заяц» Пьера Нарцисса. Дед может «исполнять» рэп – говорить на фоне музыкального сопровождения и т.д. Сказка становится музыкальной, ее можно ставить и с заикающимися детьми.

      В работе над сказкой задействованы все: и воспитатели, и логопед, и родители. И дети – главные действующие лица. Чтение старой и новой сказки, обсуждение, распределение ролей с учетом звукопроизношения и характеров самих детей, их сценических, певческих возможностей, изготовление декораций, костюмов захватывают всех. Такого рода театральное действие лучше проводить как итоговое в конце обучения в логогруппе, например, на неделе выпускника. Результат логопедической работы с детьми виден всем зрителям, родителям и воспитанникам ДОУ из других групп. У детей-актеров вырастают крылья: «Я могу! У меня получилось! Я – артист!». Появляется мощный стимул говорить правильно, следить за своим звукопроизношением. И можно быть уверенным, что за летние каникулы перед школой ни один ребенок не потеряет навыков звукопроизношения, выразительного чтения стихов, умения работать в коллективе, а, значит, адаптироваться к школьной жизни ему будет много проще. Кроме того, во время работы над спектаклем, заучивание роли, развиваются фонематический слух, внимание, память, воображение, раскрываются творческие способности ребенка.

Рекомендации по организации, содержанию и методике работы с детьми по театрализованной деятельности можно найти, например, в пособиях для воспитателей ДОУ Дороновой Т.Н. и Дороновой Е.Г. «Развитие детей в театрализованной деятельности» и «Развитие детей 6-7 лет театрализованной деятельности». Логопедической группе необходимо учитывать речевые и двигательные возможности детей с нарушениями речи, поэтому в тексте можно заменять сложные для произнесении ребенком слова на более простые, без дефектно произносимых звуков, а сказку изменять вместе с детьми.

 

Учитель-логопед: Поташёнкова Г.А.

Вход на сайт

Мы в КОНТАКТЕ

 Нам 45 лет!

МБДОУ Детский сад №3 "Светлячок"

         


Будте здоровы!

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright detcad.uCoZ.ru ©2019 г.. Создать бесплатный сайт с uCoz