Тема экологии всегда рядом с вами и с детьми в повседневной жизни в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, от нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябу», про котика, который качает люлечку, про заиньку, что горенку метёт. Очень нравятся детям песенки про «петушка- золотого гребешка», про птичек-невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше- про ворона, который сидит на дубу, играет во трубу, две тетери которые клевали из миски творог.
Дети жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зёрнышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка- это мама котят, а курочка-мама цыплят, птичка- это мама птенчиков, подражают их голосам: мама поёт низким голосом, а детки высоким, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. У детей появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о берёзке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своём огороде.
А если ребята поют «пейте дети молоко, будете здоровы» то, конечно же, они с любовью будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные- хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им. В своей работе над каким-либо образом я сначала использовала этюды на развитие творческого воображения. Как считал К.С. Станиславский, творчество начинается с магического "если бы", то есть с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации. Начала я работу с инсценирования поэтических и музыкальных произведений, включающих в себя пение, декламирование, пластику, мимику. Первые драматизации - частушки, игры - потешки и другие малые формы фольклора. Здесь органично соединяются: слово, музыка, движение (например, известные с детства "Ладушки", "Сорока-ворона", "Идет коза рогатая»
Современная действительность выдвинула перед обществом задачу формирования экологического мышления не в меньшей степени, чем компьютерного. И дети наши должны знать: общество без природы не проживет, не выживет.
Задача наша, задача сегодняшнего дня - формирование социально-экологического идеала и мышления. Мы должны воспитать гармонически развитую личность, развивать восприятие прекрасного, эстетические и нравственные чувства, представления детей. Чем эстетичнее развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.
Таким образом, мы даем детям знания о природе, о взаимодействии с природой. И огромное влияние оказывает музыка, поэтому мы уверены, что наши дети не будут ломать деревья и кусты, бессмысленно срывать цветы и вытаптывать цветники.
Музыкальный руководитель: Щукина Надежда Борисовна
|