Меню сайта

ПРАЗДНИКИ

Образование


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

BANER-YBILEI.png
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №3 «СВЕТЛЯЧОК» г. Осташков


Пятница, 06.12.2019, 21:56

Консультация для родителей

 

 

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива!

Е.Щукина

 

     Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Недаром Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал!» Без языка невозможна жизнь человека, развитие науки, техники, искусства. Этому нужно учиться упорно и терпеливо. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно, поэтому нужно учиться говорить упорно и терпеливо.

    Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

    В педагогике и психологии есть такие периоды, когда возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Эти периоды имеют временный характер. Эти периоды называются сенситивными. Возраст от 0 до 6 лет - сенситивный период развития речи.

     Ребенок ведь не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научится говорить - правильно и четко, как взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе и падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли – нельзя однозначно. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, её появление и развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок никогда не заговорит без речевого окружения. Т.е. делаем вывод: ребенок учится говорить ушами!

     Наверное, все смотрели мультфильм «Маугли», главного героя которого вырастили дикие животные. Такие «Маугли» встречаются и в реальной жизни. Эти дети, найденные после 6 лет, уже никогда не заговорят.

Как же развивается речь ребенка:

0 – 2 месяца Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, когда ему некомфортно или он устал.

2 – 3 месяца Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.

3 – 6 месяцев Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.

6 месяцев Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.

7 – 9 месяцев Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».

9 – 11 месяцев Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».

11 – 13 месяцев Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя».

12 месяцев Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками. Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  1.  

18 месяцев Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова. Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге.

2 года Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и снеси бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 слов, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.

3 года Заканчивается период раннего детства. Ребенок помнит и повторяет знакомые истории, ритмы, мелодии. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу. Обычно детки в этом возрасте уже могут:
- рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
- обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
- говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
- строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (хотя, наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
- использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, прилагательные, наречия;
- правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
- правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);

Запас произносимых слов увеличивается до 1500 единиц.

Сейчас очень трудное время для вас, родители. С одной стороны в общении с ребенком нельзя подделываться под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», »Пойдем бай-бай» т пр.), сюсюкать. Это ничего кроме вреда ребенку не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов.

С другой стороны ещё нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. И неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить его за такие успехи. Категорически нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять детские ошибки в речи нужно в тактичной форме, в доброжелательном тоне. Не нужно повторять неправильно произнесенное слово, лучше дать правильный образец его произношения.

Можно всех детей условно разделить на «говорунов» и «молчунов».

  1. «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети. Часто можно слышать от родителей: ну помолчи ты хоть чуть-чуть!
  2. «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому мы с вами должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 2,5 годам, нужно обратиться к специалисту.

Признаки благополучного развития речи ребенка:

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Что должно Вас насторожить:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением.
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит.
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке.
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации.
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания.
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»).
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой».
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях.
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; неправильно произносит более 5-7 звуков (к 4 годам); использует только звукоподражания и упрощенные варианты вместо полных слов; имеет маленький словарный запас; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.

Ваш малыш не говорит… Вы в растерянности. Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического. Чем раньше начать решать эту проблему, тем быстрее и лучше будет результат. Здесь важно не упустить драгоценное время.

А что же делать родителям?

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?». Помогаем ребенку корректировать речевое развитие
  • Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
  • Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
  • Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.
  • Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.
  • Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.
  • Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
  • Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
  • Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка похвалой и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • То, что речь ребенка в 3 года еще далека от совершенства, в некотором смысле даже на руку родителям. Этот период – благодатная почва для того, чтобы сблизиться с малышом. Поэтому обязательно отвечайте на «почемучкины» вопросы и откликайтесь на призыв помочь выговорить то или иное слово, а дети и об этом иногда просят.

Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом! Не забывайте самое главное: учите ребенка, играя с ним. И помните, что Ваш ребенок самый замечательный, помогите ему научиться говорить!

Воспитатель группы раннего возраста Тинт И.В.

Вход на сайт

Мы в КОНТАКТЕ

         


Будте здоровы!

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright detcad.uCoZ.ru ©2019 г.. Создать бесплатный сайт с uCoz