Меню сайта

ПРАЗДНИКИ

Образование


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

BANER-YBILEI.png
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №3 «СВЕТЛЯЧОК» г. Осташков


Суббота, 07.12.2019, 05:04

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Светлячок», г.Осташков, Тверской обл.

Консультация для воспитателей

Подготовила воспитатель

МБДОУ детский сад № 3 «Светлячок»

Тинт Ирина Владимировна

 

 

«Труд – становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире»

В.А. Сухомлинский

 

Все материальные и духовные ценности на Земле созданы трудом человека. Ребенок-дошкольник еще мал, он не способен принимать деятельное участие в производстве, однако его постоянно окружают результаты человеческого труда. Отсюда цель трудового воспитания в детском саду – заложить основы отношения к труду как первостепенной, общечеловеческой ценности.

Качество формирования социальной компетентности дошкольника в трудовом воспитании в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой. Ряд видных отечественных педагогов отмечают, что в дошкольных учреждениях по этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Трудовая деятельность детей не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения.

Для поддержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности.

Педагоги в своей работе используют методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, модели и схемы в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активизации дошкольников, подводит к выбору наиболее оптимального варианта решения проблемы в тех или иных условиях.

Однако такой подход носит эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решить эту проблему может интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, формирование осознанного отношения к труду взрослых. В частности, метод проектов, который очень актуален и очень эффективен в этом отношении.

Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

В России педагогические идеи Джона Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т. Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в образовании. Сегодня метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Особая педагогическая ценность метода проектов в том, что он:

- является методом практического целенаправленного действия, открывающим возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- является педагогической технологией, идущей от детских потребностей и интересов, возраста и индивидуальных особенностей детей, стимулирующей детскую деятельность;

- один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир.

Значимость метода проектов в том, что маленький конкретный проект, придуманный педагогом с детьми или одним ребенком, выступает «стеклышком калейдоскопа», благодаря которому складывается общая картина – процесс трудового воспитания, процесс обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Проект – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное достижение цели.

Исходя из этого, работа, направленная на освоение опыта создания метода проектов, осуществляется поэтапно, ступенчато:

I ступень – целеполагание. Педагог помогает ребенку определить наиболее актуальную и в то же время посильную для него задачу на более-менее продолжительный отрезок времени (или работает с детским коллективом в случае коллективного проекта).

II ступень – разработка проекта, то есть плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какое «снаряжение» пригодится при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться.

III ступень – выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд шагов к намеченной цели).

IV ступень – подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов.

На современном этапе педагогами-новаторами проекты классифицируются по следующим основаниям:

- по тематике (творческие, информационные, игровые, исследовательские);

- по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), что зависит от выбора темы и возраста детей;

- по составу участников.

Проекты, участниками которых являются все дети группы, имеют что-то объединяющее всех. Ярким примером может служить проект «Профессии». Заметив, что несколько детей говорят о профессиях родителей, можно поддержать разговор. Предложить обсудить этот вопрос с остальными детьми. В конце дня попросить детей расспросить родителей об их профессии. Выслушать рассказы детей на следующий день.

Проект «Профессии» обычно завладевает вниманием всей группы, интерес детей сохраняется довольно долго. Если сделать стенд с фотографиями, посвященный работе родителей, дети каждый день проводят время у этого стенда. Причем каждый день делятся новыми сведениями о работе родителей. И это продолжается в течение довольно продолжительного времени. Практика показывает, что дошкольники готовы к глубокому исследованию предмета, в ходе которого им приходится решать довольно сложные задачи, используя имеющиеся навыки и знания. Ход реализации данного проекта предполагает действия детей поодиночке и группами, помощь родителей и педагогов.

Примером проекта, который ограничивается участием нескольких детей, может служить проект «Чистюли». Детям, приходившим раньше других, предлагается собраться и выбрать территорию, которую они будут убирать. Такая уборка всегда окажется приятной неожиданностью для остальных детей и их родителей, проходящих по этому участку. Главное в этом проекте – работа по секрету от всех, она увлекает ребят. Продолжением работы являлся приход в группу сказочного героя, помощника воспитателя, разгадавшего «тайну» чистоты и решившего поблагодарить малышей. Проект осуществляется не только на участке детского сада, но и в здании. Ребята могут вытирать пыль с листьев, поливать цветы, ставить в вазочки собранные на улице осенние желтеющие листья.

Раскрыть новые возможности детей по освоению опыта трудовой деятельности помогает природное любопытство малышей, которое заставляет их задавать вопросы, заниматься исследовательской деятельностью, искать взаимосвязь между предыдущим опытом и новыми ситуациями, в которых они оказываются. Работа по этой технологии соединила ее с методом погружения в определенную тему.

Эта методика имеет преимущества, как для воспитателя, так и для детей.

Например, трудовой проект, посвященный хлебу - хорошо знакомому и привычному для детей понятию, являющемуся повседневным элементом их жизни. Но не многие ребята знают, как хлеб появился на нашем столе, из чего он сделан, сколько труда и сил приложили люди разных профессий.

Работая над таким проектом, отражаем его в различных видах деятельности. В процессе непосредственно организованной деятельности можно посчитать количество кусков, на которые резали булку, составить задачи, оценить различные сорта хлеба. Наши воспитанники могут узнать о праздниках, религиозных и семейных традициях, связанных с хлебом, познакомиться с профессиями людей, участвующих в превращении колоса в ароматный хлеб. Тематическое погружение в данный трудовой проект стимулирует детей действовать осознанно и заинтересованно, заставляет самостоятельно или с помощью родителей узнать что-то интересное, и сообщить об этом педагогу и товарищам.

Вся работа с детьми осуществляется при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельным вопросом и ни в коем случае не «навязывается» ребенку. Деятельность начиналась только с теми детьми, которые проявляют желание к сотрудничеству.

Постоянное включение детей в совместную со взрослыми деятельность дает эмоциональный выход их активности, позволяет обратить внимание на способы действия.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

В целом хочется отметить, что педагогическая технология, которую называют «метод проектов» – планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на создание основы личностной трудовой культуры. Она является важным условием подготовки ребёнка к существованию в окружающей среде. Это означает, что данная работа в системе дошкольного образования должна рассматриваться не в краткосрочной, а в долговременной перспективе. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Весь процесс трудового воспитания должен быть организован так, чтобы дети научились понимать пользу труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для формирования полноценного человека.

Таким образом, в ходе проекта при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию дошкольники овладевают основными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

При этом проектный метод побуждает и педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, а также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Список используемой литературы:

  1. Куцакова Л. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М., Мозайка-Синтез, 2016.
  2. Лабутина Н., Иванова А., Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. М., Вентана-Граф, 2016.

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/02/14/doklad-na-temu-metod-proektov-v-trudovom-vospitanii

Вход на сайт

Мы в КОНТАКТЕ

         


Будте здоровы!

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright detcad.uCoZ.ru ©2019 г.. Создать бесплатный сайт с uCoz