
К какому возрасту можно оставлять малыша в комнате одного? Если в доме создана среда безопасности, родители где-то рядом, то довольно рано: в год-два. Другое дело – улица. Здесь все так часто меняется, а опыта у крохи так мало, что за ним нужен глаз да глаз.
Не убегай!
Малышам очень нравится чувствовать себя взрослыми и самостоятельными. Они сами с удовольствием выбирают, какие игрушки взять на прогулку, во что, где и с кем играть. И видимо, потому так охотно убегают и прячутся от взрослых, доказывая свою независимость. Но в то же время любой ребенок прекрасно понимает, как он зависим от родителей. И эта самая двойственность заставляет его время от времени проверять: как там мама или папа, внимательно ли следят за мной?!
Ничего страшного, если карапуз устроит эту проверку на детской площадке: залезет, например, под горку и будет смотреть, ищет ли его мама. Другое дело, если такие «прятки» он затеет в незнакомом месте.
Чтобы пресечь подобные фокусы малыша, четко объясните ему, что можно делать, а что нельзя, и какая степень дозволенности ему разрешена. Ребенок должен знать, что наказание неотвратимо. Только это должно быть наказание не в виде шлепков и нотаций, а такое, что и не оскорбит карапуза, но заставит его сделать полезные выводы.
Спрячьтесь.
Если малыш убегает от вас, совершенно не реагируя на все ваши «Подожди!», «Стой!», «Ты куда?», скройтесь с глаз. Убегающий малыш надеется, что мама кинется его догонять или ловить (все мама так обычно и поступают). А вы просто спрячьтесь. Обнаружив ваше отсутствие, карапуз испугается. Конечно, вы вскоре найдетесь, но эти мгновения («Где моя мама!?») даром ему не пройдут. Не волнуйтесь, это полезный испуг, и вряд ли ему захочется в другой раз вас ослушаться.
Лишите удовольствия.
С детьми постарше хорошо работает такой прием: возьмите малыша за руку и отведите домой. А дома какое-то время с ним не играйте. Постоянно лишаться такого удовольствия как прогулка не захочет ни один карапуз. Два-три повтора, и вы победили. Главное – не поддаться на детские крики и уговоры.
Поскучай-ка!
Это более мягкий вариант для ослушников. Сажаете малыша рядом, говорите: «Подумай, почему
нельзя себя так вести?», - и пусть поскучает, подумает и сделает правильный выбор.
Обозначьте границы.
Познакомьте ребенка с территорией. Помогите малышу хорошенько освоить то пространство, где он с вами гуляет и играет. Покажите ему все опасные места (ямы, глубокие лужи, пеньки, железные урны, сухие колкие ветки, колодцы, качели и другие опасности). И расскажите о том, как можно себя уберечь от них. Малыш должен твердо знать, где он может играть сам, а куда ходить одному без спроса нельзя. Только не заставляйте малыша всегда играть там, где вам удобно. Дети исследуют мир, и все новое для них особенно притягательно. Главное, он должен понять: есть места, куда дети без взрослых не ходят, а хочешь пойти – позови с собой родителей.
Полезный опыт.
Недаром говорят: повторение – мать учения. Наберитесь терпения и повторяйте те полезные навыки безопасности, которые ребенок приобретает. А из каждой ошибки помогите малышу извлечь урок.
Например, он потянулся к чужой собаке, а та облаяла его. Хороший повод, чтобы объяснить ребенку, что к незнакомым животным близко подходить нельзя. Так же стоит поступить и с другими потенциальными опасностями: познакомить и доходчиво объяснить. Только сделать это лучше без назиданий, в игровой форме.
И обязательно проверяйте, хорошо ли усвоил правила безопасности ваш малыш. Для этого отпустите его на свободу и понаблюдайте, как он действует самостоятельно.
Прочтите с детьми стихотворения о правилах безопасности
Есть такая пословица: «От малого опасенья великое спасенье». К сожалению, в современном мире нас поджидает множество опасностей. Чтобы не случилось беды, с детьми нужно много говорить о безопасности. И проводить такие беседы нужно постоянно. Стихи про безопасность для детей в игровой форме познакомят ребят с тем, как нужно себя вести в различных ситуациях, чтобы избежать беды. В стихотворной форме эти правила легко запоминаются.
В книге Натальи Мигуновой «Чтобы не было беды» собраны стихотворения, которые помогут малышам понять, почему нельзя гулять одному, уходить далеко от дома, как вести себя на дороге, в транспорте и многому другому. Постарайтесь прочитать стихи выразительно, рассмотреть иллюстрации, вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка!
Берегись открытых люков.
Два ежа озорничали –
Крышки люков открывали.
Но ведь это же – беда,
Кто-то свалится туда!
Шли две белочки-подружки,
Х2охотушки да резвушки.
Вниз под ноги не смотрели.
Все шутили, песни пели.
Вдруг одна из них пропала –
Ой, в открытый люк попала!
Позвонили в МЧС,
Чтоб боец в колодец лез.
Кроху бедную достали,
Всю её забинтовали.
Друг, колодца берегись!
И смотри под ноги вниз.
Ресурсы:
1. Заряна и Нина Некрасовы «Безаварийная прогулка» журнал «Мама, это я!», № 10, 2007г.
2. https://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-aleksandrovna-zibareva/o-detskoi-bezopasnosti.html
3. http://nashideto4ki.ru/18380-chtoby-ne-bylo-bedy-uroki-malysham.html
Воспитатель: Тинт И.В.
|