Меню сайта

ПРАЗДНИКИ

Образование


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

BANER-YBILEI.png
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №3 «СВЕТЛЯЧОК» г. Осташков


Пятница, 06.12.2019, 21:39

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 «Светлячок» г. Осташков

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

На тему; «Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды.  

 

 

В условиях перехода на ФГОС ДО  основными принципами построения образовательной среды, на которую следует опираться педагогам ДОО, становятся основные принципы Стандарта:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимдействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

    В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний – умений – навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала. Среда выступает не в пассивной  роли «условия» реализации способностей детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей.

    Развивающая среда, ориентированная на индивидуальные траектории развития дошкольников, направлена на формирование общих, универсальных структур психики (когнитивных, мотивационно-потребностных), для чего можно использовать разные способы.

    Учет индивидуальных особенностей детей базируется на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса, психолого-педагогической диагностике. Эффективность воспитательно-образовательного процесса повышается, если среда создает условия для приобретения ребенком опыта и ориентируется на его личные интересы. Индивидуализированная модель образовательной среды предусматривает индивидуализацию обучения, вариативность «режимов жизнедеятельности», разработку индивидуальных программ сопровождения и коррекции, развернутую модель обратной связи со всеми участниками образовательных отношений.

    Индивидуализация развития обеспечивается в зоне ближайшего развития, когда ребенок в процессе общения и сотрудничества со взрослыми реализует свой уникальный потенциал и развивается в том темпо-ритме, который соответствует его психике, и в тех видах деятельности, которые в наибольшей степени отвечают возрастным задачам развития. Правильно организованная образовательная среда по сути и представляет собой детско – взрослую общность, которая становится зоной ближайшего развития воспитанников ДОО.

    На это указывают и принципы дошкольного образования, отраженные в Стандарте:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенчества, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей с социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

    Доктор психологических наук В.А.Ясвин предлагает анализировать образовательную  среду по двум системным осям.

    Ось «Свобода - зависимость» - образовательная среда характеризуется по направленности на личность или на общество, т.е. ориентиром служат интересы и ценности личности либо доминируют общественные интересы и ценности.  Данная ось также определяется тем, какие ситуации преоьладают в образовательной среде: воспитатель подстраивается под ребенка, создавая средовые и коммуникативные условия для его развития, или ребенок вынужден подстраиваться под воспитателя. Принципиально важной является и ориентация на индивидуальную или коллективную форму воспитания. Наличие в образовательной среде возможностей для самостоятельного развития свидетельствует о ее ориентации на свободу.

    Ось «Активность – пассивность» - образовательная среда характеризуется по наличию или отсутствия наказаний детей, стимулов для инициативы ребенка и возможности проявлять творческую активность. Для дошкольного возраста инициативность является принципиальным возрастным компонентом идентичности, который формируется на этом этапе развития и в дальнейшем задает уровень активности, готовности предлагать свои идеи и решения, разнонаправленность интересов личности ребенка.

    В содержательном смысле образовательная среда включает в себя следующие компоненты, определяющие  ее развивающий потенциал т эмоциональное благополучие всех участников образовательных отношений:

  • широта;
  • интенсивность;
  • осознаваемость;
  • обобщенность;
  • эмоциональность;
  • доминантность;
  • когерентность;
  • социальная активность;
  • мобильность;
  • устойчивость.

    Образовательная среда должна обладать достаточной широтой и быть разнообразной.  Широта достигается  путем проведения местных экскурсий, мини-походов, приглашения гостей и организация меняющихся тематических экспозиций.

    Интенсивность образовательной среды характеризуется с точки зрения насыщенности информационного воздействия, использования разнообразных форм воспитательного воздействия, высокой активности и творчества детей. Интенсивность зависит от предъявляемых требований и ожиданий взрослых, содержания образовательных программ, приоритетности интерактивных форм обучения, включение семьи в образовательную деятельность.

    Развивающая образовательная среда предполагает сознательную включенность всех участников в образовательный процесс, мотивированность и лояльность образовательной организации всех субъектов образовательного процесса, т.е.осознанное, рефлексивное отношение к своей деятельности и ценностное восприятие  организации.  Дошкольная образовательная организация, ориентированная на развитие, создает свою историю, символику, формирует организованную культуру и традиции.

    Обобщенность среды задается согласованным, стратегическим взаимодействием всех участников образовательных отношений.

    Образовательная среда характеризуется также соотношением рациональности и эмоциональности. Эмоциональная включенность педагогов, неформальные элементы воспитательно-образовательного процесса, условия для свободного выражения детьми эмоций, личностные отношения способствуют повышению развивающего потенциала образовательной среды. Показательными являются общий эмоциональный настрой субъектов образовательного процесса, их включенность в подготовку и организацию различных социально значимых событий, наполненности жизни ДОО радостью.

    Доминантность определяется степенью значимости образовательной среды для участников образовательных отношений по сравнению с другими источниками влияния. Важно помнить, что является ведущим потенциалом конкретной образовательной среды. Доминантная среда становится для воспитанников образом жизни и ценностным ориентиром общего развития.

    Когерентность – критерий «гармоничность – дисгармоничность» - характеризует образовательную среду исходя из согласованности ее различных компонентов, локальных пространств и взаимосвязи с определенными социальными целями, например, когерентность  патриотическим целям военно-патриотического клуба, где среда обеспечивает гармоничное присвоение социальных целей развития.

    Показателем социально-ориентированного потенциала образовательной среды, ее созидательных возможностей является  социальная активность.

Социально активная среда транслирует в общество свои базовые ценности, достижения, для нее характерны преимущества в определенной области, выгодно отличающие ее от других организаций того же типа и реализация имеющегося потенциала, например, высокий уровень профессионализма педагогов или наличие выгодно отличающейся территории ДОО.

    Ориентация на изменения во внешнем окружении, гибкость в построении программ, использование интегративных подходов и вариативных форм работы обеспечивают образовательной среде мобильность и направленность развития. Постоянно действующие программы развития, повышения квалификации  педагогов, чувствительность к текущим событиям, активная включенность в жизнь общества повышает мобильность среды ДОО.

    Еще одной характеристикой образовательной среды является устойчивость – стабильность во времени, низкая текучесть кадров, богатая история  дошкольной образовательной организации, сформировавшиеся традиции.

    Социальный опыт, формируемый средой, определяет отношение ребенка к каждой новой ситуации социального  взаимодействия.  Развивающая среда не только способствует категоризации мира, но и содержит в себе культурные «усилители», которые направляют ребенка в решении задач взаимодействия с окружающей реальностью. Это могут быть определенные знаки, графические схемы знаний или символически представленные ценности.

    Освоение предметной среды обеспечивает формирование у ребенка элементарных представлений о взаимосвязи объектов среды и субъектов их использования, что становится основой картины мира.

    Сконструированная для ребенка образовательная среда должна  побуждать его к самостоятельной, индивидуальной деятельности. Когнитивно сложная и эмоционально поддерживающая среда  стимулирует внутреннюю активность ребенка, побуждает использовать все ресурсы и гармонизирует его представления о мире, себе и других.

    Индивидуализация и возрастная ориентация среды обеспечиваются вариативностью образовательных программ, систематическим обновлением содержания образования, ориентацией на научные знания в разных областях, всесторонней адаптацией воспитанников в социальной среде.

    Игровая среда и игровое взаимодействие создают условия для безболезненной адаптации в социальных отношениях того, что представляет собой личность конкретного ребенка с точки зрения общества. В игровом контексте взаимодействия повышается творческая активность не только детей, но и взрослых, формируются позитивный настрой, условия для преодоления внутриличностных и межличностных барьеров.

    Образовательная среда ДОО может строиться с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.

    Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше, чем мальчики. В том числе девочки быстрее осваивают навыки письма и чтения. Поэтому среда для девочек в большей степени должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, тогда как среда для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем возрасте проявляют более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять на ее конкретные компоненты, которые они могут использовать или реорганизовать и содержательно наполнять и их исследовательскую активность.

    Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а с точки зрения развития памяти мальчики сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.

    При организации образовательной среды следует учитывать, что  мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации.

    Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающим большую площадь. Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки.

    Игры мальчиков преимущественно связаны с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении, тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух.

    В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у них мелкой моторики.

    Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОО, направленные на общее развитие детей, должны создать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.

Старший воспитатель МБДОУ детский сад "Светлячок": Павлова Т.А.

Вход на сайт

Мы в КОНТАКТЕ

         


Будте здоровы!

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright detcad.uCoZ.ru ©2019 г.. Создать бесплатный сайт с uCoz