Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков Тверской области
Краткосрочный проект
«ДВОРОВЫЕ ИГРЫ»
средняя группа
Разработали воспитатели:
Григорьева Л.И.
Зюкова М.А.
Сохранение здоровья детей - проблема, постоянно волнующая специалистов в области дошкольного образования и их родителей. В XXI веке в прошлое уходит многое, в том числе и народные дворовые игры. Подвижные игры почти исчезли из жизни современных детей, да и сами дети изменились, растворившись в компьютерном мире игр и других атрибутов современной жизни. Наши дети стали меньше двигаться, меньше общаться, им порой не интересно совместно играть в настольные и подвижные игры, они мало времени проводят на свежем воздухе. А ведь одна из форм решения оздоровительных задач - организация отдыха на открытом воздухе, на природе. Это способствует полноценному психофизическому развитию и укреплению иммунитета. Следовательно, важно правильно организовать разнообразную двигательную деятельность детей вне помещений. Тогда она станет превосходным средством физического воспитания и укрепления здоровья детей, приобретения нового двигательного опыта. Естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций является подвижная игра, именно она обладает великой воспитательной силой. Давайте вспомним прекрасный мир дворовых игр. С ними знаком каждый не понаслышке. Играли везде, в больших городах и маленьких селах, играли допоздна, возвращаясь, домой в испачканной одежде, под упреки волновавшейся мамы, но совершенно счастливые. Разве может самая сложная техника заменить живое общение и развитие?
Дворовые игры - это народные игры, народные развлечения, которые передаются из поколения в поколение. Они разнообразны, требуют ловкости, находчивости, смекалки, закрепляют различные физические навыки и умения. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, воли, упорства в достижении цели, иными словами, для становления характера человека.
Тип проекта: познавательно-развлекательный.
Продолжительность: краткосрочный, недельный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность: Какие дворовые игры являлись наиболее популярными в XX веке?
Цель проекта «Дворовые игры», изучение правил проведения подвижных дворовых игр родителей для организации досуга детей и их общения.
Задачи:
- приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через подвижные дворовые игры;
- укреплять здоровье;
- учить четко проговаривать считалки, диалоги, заклички в играх;
- совершенствовать спортивные умения и навыки;
- совершенствовать сообразительность, находчивость и умение ориентироваться в пространстве;
- развивать выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений;
- приучать соблюдать правила игры;
- формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре;
- создавать радостное, бодрое настроение во время активного отдыха.
Гипотеза: предположим, что знакомство и вовлеченность в дворовые игры изменят взаимоотношения между сверстниками.
Методы:
1. Знакомство со специальной литературой, информацией в интернете по данной теме;
2. Социологический опрос (интервьюирование и анкетирование);
3. Эксперимент (разучивание игр среди детей группы).
Практическая значимость работы заключается в том, что данный проект может быть использован для организации отдыха детей как в детском саду, так и во дворе дома. Новизна работы заключается в том, в настоящее время в такие игры почти никто не играет и для моих одноклассников они будут новыми и интересными.
Основная часть.
«Игра -это то, чем играют
и во что играют: забава, установленная по правилам,
и вещи, для того служащие»
В.И. Даль
Главное назначение игры - развитие человека, раскрытие его творческого, поведения. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший заряд бодрости. Все функции игры объединяются главной целью - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
Игра́ вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. В течение долгого времени с играми знакомились в устной форме. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!
Дворовые игры делятся по месту проведения (в помещении, на природе, на стадионе и т.п.), сезонности (весенние, летние, зимние, осенние), возрасту и категории.
Они бывают:
- подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);
- атрибутивные (с различными предметами-атрибутами — игрушками, мячами, веревками, обручами, палками);
- традиционные (в основе которых лежат словесные прибаутки, поговорки, шутки, присказки);
- драматические (наличие художественного образа, действия, диалога, движения);
- спортивные (соревнования, состязания, танцевальные движения, йога, тренировка физических способностей);
- производственные (изображение различных эпизодов производственной деятельности и времяпровождения — охота, рыбалка, обслуживание, уборка урожая);
- бытовые (их отличает наличие песенного, музыкального и танцевального сопровождения, придающего характер хоровода). Бытовые делятся на общественные (когда отражают исторические события или военные действия) и семейные (когда повторяют сцены семейной жизни, воспитание детей (куклы)).
План проекта:
1.Провести презентацию данного проекта.
2. Познакомить дошкольников с дворовыми играми и играть в них.
3. Выйти с дворовыми играми на улицу.
4. Создать каталог с дворовыми играми.
Практическая часть:
- Анкеты для родителей «В какие дворовые игры играли в детстве;
- Ежедневные игры в ходе проекта. С детьми были разучены такие подвижные игры как «Вышибалы», «Резиночка», «Горелки», «Испорченный телефон», «Прятки», «Жмурки» «Чай-чай - выручай», игры и упражнения со скакалкой и многие другие.
- Каталог «Забытые игры нашего двора» На желтом цвете – считалки для игр; на синем цвете – активные игры; на зеленом цвете – посиделочные игры; на красном цвете – игры для ума.
Планируемый результат: После выполнения поставленных задач, предполагается, что, ребята будут больше знать друг о друге, понимать друг друга, меньше сориться, расширят круг друзей, одним словом изменят взаимоотношения между собой.
ВЫВОД: Появление новых технологий требует изменений в образе жизни не только взрослого, но и ребенка. Нет ничего плохого в том, чтобы играя, дети учились пользоваться новыми техническими достижениями, и совершенствовать себя, ведь это очень пригодится в будущем. Но компьютерные игры не должны заменять собой подвижные, сюжетно-ролевые, спортивные игры.
Список литературы.
- «Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада» / Сост. А. В. Канеман. – М.,1989
- С. К. Якуб «Вспомним забытые игры». – М., 1990
- Даниил Эльконин «Психология игры». 1978
- Дж Бруннер «Хрестоматия по игре».- М., 1976
- Н.П. Аникеева «Воспитание игрой». - М.: Просвещение, 1987.
- В.В. Володченко, В. Юмашев «Выходи играть во двор». - М.: Мол. гвардия, 1984.
|