НОВОСТИ


БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Меню сайта

Образование


ПРАЗДНИКИ

 

ОБД Мемориал

"Как рассказать детям
о войне" 


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №3 «СВЕТЛЯЧОК» г. Осташков


Пятница, 23.10.2020, 05:18

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Светлячок», г.Осташков, Тверской обл.

 

Краткосрочный проект

1 младшая группа

 

Разработали воспитатели: Тинт Ирина Владимировна,

Брусницына Евгения Анатольевна

2020 г.  

Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы  - матрешки!

Г. Таравкова

Пояснительная записка

Народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка, таит в себе богатые возможности для сенсорного развития и совершенствование ловкости рук. Народная игрушка – это игрушка, прежде всего, развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Одной из таких народных игрушек, доступных для детей раннего возраста является матрёшка, которая привлекает детей своей красочностью, забавностью действий с ней и неизменным секретом: а что ещё скрыто в ней, какие куклы и сколько. Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание маленьких детей и вызывает улыбку.

Описание проблемы

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но ведь именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители испытывают недостаток знаний о предметах народно-прикладного искусства, в частности – о матрешке, недооценивают  её развивающую роль и не используют для игр с детьми. Потому мы, педагоги дошкольных учреждений, должны восполнить этот недостаток для всестороннего развития детей и повышения педагогической грамотности родителей.

Актуальность

Матрешка вобрала в себя игровую культуру многих поколений. Приобщение детей к народной культуре является средством развития духовности. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим патриотов. 

Матрешка  по своей структуре – хорошая развивающая игрушка. Ребенок может складывать разбирать её, тренируя глазомер, мелкую моторику рук, внимательность и усидчивость. Используя матрёшку  в играх типа «Где спряталась матрешка?», «Найди матрешку», дети усваивают пространственные отношения. Сравнивая матрешек, дети учатся  проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление. Матрёшку используют  для усвоения понятий: высокий - низкий, толстый - тонкий. Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность,  мышление и память. На занятиях по художественно-эстетическому развитию используют матрёшку в играх и хороводах, а когда дети сами расписывают шаблоны матрёшек, усваиваются понятия о цветовой гамме, развивается воображение. Всё это способствует развитию творческих способностей детей. Кроме того,  матрёшка является незаменимым персонажем в подвижных играх и развлечениях. Таким образом, матрешку   можно использовать  на занятиях по социально - коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому и физическому развитию детей.

 Краткая аннотация:

Продолжительность проекта: 1 неделя
Срок проведения 1-я неделя декабря.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,   «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Формы проведения: основная – НОД, дидактические игры и упражнения, художественное творчество, рассматривание картинок, сюжетно-ролевая игра, работа с родителями.
Цель: Воспитание интереса к дидактической игрушке – матрешке, формирование целенаправленных действий с ней.

Задачи:

  1. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.
  2. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах деятельности (подвижные, сюжетно-ролевые,  дидактические игры, изобразительное творчество, конструирование и т.д.).
  3. Научить ориентироваться в контрастных величинах.
  4. Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики, мелкой моторики, координации движения рук  и глазомера.
  5. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народную игрушку в самостоятельной и совместной деятельности.
  6. Обогащать  словарный запас, вызывать желание рассказывать потешки и стихи о матрешке.
  7. Развивать художественный вкус и фантазию при раскрашивании сарафанов матрешек.
  8. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, бережное отношение.
  9. Повышать педагогическую культуру родителей. Формировать у родителей потребности в частом общении с детьми с использованием русских народных игрушек, оказать практическую помощь в организации таких игр.

Ожидаемый результат

В результате проводимой работы дети будут проявлять интерес и познавательную активность при выборе игрушек.  Матрёшка будет часто использоваться в разных видах деятельности детей по своему выбору.

Посредством игр и занятий с матрёшкой у детей продолжит развиваться логика, мышление, мелкая моторика рук, глазомер, творческая фантазия и художественный вкус. Кроме того дети лучше будут ориентировать в контрастных величинах.

Группа пополнится дидактическими играми и пособиями.

Родители больше узнают об истории матрешек, приобретут необходимые педагогические знания о правильности проведения игр с русской народной игрушкой.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

  • Изучение литературы по теме «Русские народные игрушки».
  • Организация предметно-развивающей среды.
  • Разработка собственных конспектов.

2 этап – практический

НОД «Матрёшки в красивых сарафанах» (ОО «Познавательное развитие»)

Задачи: формировать умение воссоздать целостный образ предмета из его частей по образцу, закреплять понятие:  один-много, закрепить знание цветов, развивать координацию движений и мелкую моторику рук, развивать творческие способности и эстетические чувства детей, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при  чтение потешек, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Источник: приложение к проекту: конспект  Тинт И.В.

НОД «Матрёшки» (ФЭМП)

Задачи: учить детей определять количество предметов в соответствии с цифровым обозначением; закреплять ранее полученные знания, навыки.

Источник: И.С.Погудкина «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста» стр.135

Дидактическая игра «Веселые матрёшки»

Задачи: закреплять знания о величине в ходе практических действиё с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения)

Источник: Е.А Янушко «Сенсорное развитие для детей раннего возраста», Москва, «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2009 г.,  стр.36, 1 вариант игры.

НОД  «Куклы-матрёшки» (ознакомление с окружающим)

Задачи:  формировать представление о кукле-матрёшке, развивать умение сравнивать матрёшек по размеру, формировать умение сотрудничать со сверстниками, развивать эстетические чувства.

Источник: О.Р.Меремьянина «Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми», Волгоград «Учитель», 2013 г., стр.33

Дидактическая игра «Сухой бассейн»

Задачи: развивать осязание, учить ощупывать предметы без зрительного сопровождения, угадывать  размер матрёшек, знакомить со свойствами песка.

Источник: Е.А. Янушко «Сенсорное развитие для детей раннего возраста», Москва, «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2009 г., стр.62

Дидактическая игра «Веселые матрёшки»

Задачи: закреплять знания детей о величине в ходе практических действиё с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).

Источник: Е.А. Янушко «Сенсорное развитие для детей раннего возраста», Москва, «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2009 г., стр.36, 2 вариант игры.

Дидактическая игра «Составь целое»

Задачи: учить восприятию целостного графического образа, формировать умение составлять матрёшку из 2-3 частей, развивать мышление, внимание. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику.

Источник: Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Москва, «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2007 г., стр.21

Сюжетно-ролевая игра «В гости к нам пришли матрёшки»

Задачи: продолжать работу над обогащением сюжета, развивать умение следовать выбранной роли, выбирать в игре несколько взаимосвязанных действий,    воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, бережное отношение.

Источник: В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова «Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре», Москва, «Центр педагогического образования», 2017 год,  стр.80

Дидактическая игра «Парочки-матрёшки»

Задачи: учить сравнивать  предметы по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых предметов, развивать внимание, воспитывать усидчивость.

Источник: Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Москва, «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2007 г., стр.17

Работа с родителями:

  • Ширма для родителей «Матрёшки» (история появления, игры, загадки, физкультминутки, художественные произведения).
  • Размещение на сайте ДОУ консультации для родителей «Матрёшка в жизни ребенка»
  • Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Составь матрёшку»

3 этап – заключительный

  • Выставка детских работ «Матрёшки в красивых сарафанах»
  • Анализ полученных результатов проекта, выводы.

Итоговое мероприятие

Фотовыставка «Играем  с матрёшками».

Список используемой литературы:

  1. О.Э.Литвинова «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности», Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015г.
  2. О.Р.Меремьянина «Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми», Волгоград «Учитель», 2013 г.
  3. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие для детей раннего возраста», Москва, «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2009 г.
  4. В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова  «Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре», Москва, «Центр педагогического образования», 2016 г.
  5. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Москва, «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2007 г.
  6. Картинка «Матрёшки»:  https://www.wildberries.ru/catalog/8718184/detail.aspx
Вход на сайт

Приём в ДОУ

ПРАВИЛА и условия приёма в образовательное учреждение


Будте здоровы!

ПРИКАЗ
"О неотложных мерах  по предупреждению
распространения коронавирусной  инфекции (COVID-19)"


ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЕТОМ


Мы в КОНТАКТЕ


Поиск

Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Copyright detcad.uCoZ.ru ©2020 г... Создать бесплатный сайт с uCoz