Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 3 «Светлячок», г. Осташков, Тверской обл.
Краткосрочный проект

1 младшая группа
Образовательная область «Физическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Разработали воспитатели 1 младшей группы «Ладушки»
Брусницына Евгения Анатольевна,
Тинт Ирина Владимировна.
2020 год
Пояснительная записка:
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
Важно уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка. Для этого необходимо создавать вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательные условия для детей, которые стали бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка. Первостепенное значение имеет воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. По данным проводимой диагностики, дети, вновь пришедшие в детский сад, стабильно показывают низкие показатели в данной области. Возникает острая необходимость в целенаправленной систематической работе.
Актуальность проекта:
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В раннем дошкольном возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и всех остальных членов семьи.
Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков. Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки. Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми необходимости беречь здоровье. В проекте учитываются особенности психологического развития детей 2-3 лет, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, необходимость формирования у детей культурно-гигиенических навыков; воспитание бережного отношения к окружающему; поиск новых форм взаимодействия с родителями.
Паспорт проекта:
Продолжительность: 1 недели.
Срок проведения: 3-я неделя января
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно-игроваой
Методы работы: индивидуальный, групповой, практический, наглядный.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, посредством воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Задачи:
- Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.
- Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, расческой, носовым платком.
- Формирование навыков поведения за столом: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом.
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.
- Привлечение родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
- Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный
- Постановка цели, задач проекта, актуальности.
- Подготовка плана проведения проекта.
- Изучение методической литературы по теме.
- Подбор картинок, иллюстраций, дидактических игр и упражнений.
- Подбор художественной литературы.
2 этап – практический
- НОД по развитию речи «Рассматривание картины «Мать купает ребенка» (из серии «Мы играем» Е.Батурина)» Задачи: формировать умение отвечать на простейшие вопросы («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные («Какой?», «Во что одет?», «Где?»); поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картине и о событиях из личного опыта; обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов, необходимых при купании (ванночка, полотенце, мыло), глаголами, обозначающими действия (наливать, намыливать, поливать, вытирать), прилагательными, обозначающими цвет и температуру воды для купания (холодная, теплая); развивать интерес к играм под звучащее слово. Источник: О.Э.Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Связная речь» 2015г., стр.58
- НОД по развитию речи «Рассматривание сюжетной картины «Дети моют руки» Задачи: Формировать умение отвечать на простейшие вопросы («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные («Какой?», «Где?», «Когда?»); поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картине и о событиях из личного опыта; обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов, необходимых при купании (ванночка, полотенце, мыло), глаголами, обозначающими действия (засучивать рукава намыливать, вытирать); формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы, согласовывать существительные и местоимения с глаголами; развивать интерес к играм под звучащее слово. Источник: О..Э.Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Связная речь» 2015г., стр.61
- НОД (познавательное развитие) «Айболит и Мойдодыр» Задачи: формировать элементарные навыки гигиены; расширять и уточнять словарь по теме; формировать умение отвечать на вопросы воспитателя; поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать о событиях из личного опыта; развивать общую и ручную моторику; формировать умение раскатывать шарики из пластилина и составлять из них фигуру. Источник: Е.Е.Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», 2009г., стр.7
- Чтение произведений художественной литературы: потешки «Водичка, водичка», «Моем носик, моем щечки», «Ладушки, ладушки», «Наша Маша маленька»; К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». Задачи: воспитывать желание слушать народные песенки, сопровождать чтение показом игрушек, игровыми действиями; предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений; поощрять попытки проговаривать стихотворный текст целиком с помощью взрослого; формировать привычку заботиться о чистоте собственного тела; расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (лицо, рот, глаза и пр.); развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово (потешку); формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; поощрять проявление самостоятельности, активности в игре с игрушками.
- Игровая ситуация «Маша и грязнуля Даша» Задачи: развивать опыт условных игровых действий в элементах сюжетных ситуаций, воспитывать культурно-гигиенические навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость к героям, к складывающейся ситуации, формировать умение подбирать предметы, нужные для решения конкретной игровой ситуации. Источник: В.А Деркунская, А.Н.Харчевникова «Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетно-ролевой игре «Центр педагогического образования, Москва, 2017 г., стр.36
Итоговое мероприятие
Развлечение с показом кукольного спектакля «Мойдодыр идет на помощь»
Литература:
- О.Э. Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Связная речь. Конспекты занятий. Часть 1», Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2016г.
- Е.Е. Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009г.
- В.А Деркунская, А.Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетно-ролевой игре «Центр педагогического образования, Москва, 2017 г.
- Интернет-источники: https://www.pinterest.ru/pin/452893306262679565/
|