«Организация логопедических занятий дома». Для успешной коррекции речи и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится! Основой для проведения занятий служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающем мире в соответствии с намеченной тематикой. Каждую неделю учителем-логопедом и воспитателем проводятся занятия, на которых дети усваивают определенные знания и умения, необходимые ребенку при дальнейшем обучении в школе. Задача родителей закрепить эти знания и умения у ребенка. С этой целью учитель-логопед определяет ряд заданий, которые необходимо выполнить дома. Все задания прописываются в тетради или представлены на карточках. Если дома у ребенка не получается какое-либо упражнение, то родителям желательно проинформировать об этом логопеда, сделав соответствующую запись в тетради. Правила проведения занятий. Для того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении. Рекомендации по проведению занятий • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься. • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут). • Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна. • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует. • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать. • Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом. • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. • Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ. • Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года. Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу. Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. В итоге дети должны научиться: • свободно составлять рассказы, пересказы; • владеть навыками творческого рассказывания; • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, • Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов; • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал; • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка? • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи. Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению: • фонематическое восприятие, • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза, • графо-моторные навыки, • элементарные навыки письма и чтения (печатания букв, слогов, слов и коротких предложений).
Советы родителям 1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи. 2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением: • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.); • в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.); • обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.); • привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.); • совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров). 3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый). 4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку. 5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи. 6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов. Удачи вам и терпения!!!
Учитель - логопед МБДОУ д/с №3 "светлячок": Поташенкова Г.А.
|