Проблема обращения к такому специалисту,
как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период
активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском
саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью
встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со
специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.
Многие
родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с
ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в
корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для
него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей
может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как
кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.
Когда же действительно стоит к нему
обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?
На самом
деле, логопед в детском саду должен, как минимум, наблюдать каждого ребенка,
но, естественно, наибольшее внимание оказывается деткам с предрасположенностью
к речевым дефектам (например, при некоторых заболеваниях), а также уже имеющим
какие-то отклонения, хотя с малышами с серьезными нарушениями, как правило,
детский логопед и дефектолог занимаются в специальных группах.
На что же
обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года
-ребенок
произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
-в его
речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
-он не
повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом
искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является
нормой);
если в
4 года
-у ребенка
очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может
запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом
отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными»
звуками – норма);
если в
5-6 лет
-все еще
есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р»
и «л»);
-ребенок
не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает
грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных
предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у
такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в
поликлинике.
Детский
логопед поможет:
-скорректировать
произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми
«вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных
нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в
детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм
(нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
подготовить
ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском
саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и
предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии
(неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с
специалисту;
-провести занятия, направленные на общее развитие речи, как
групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском
саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и
родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление
грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в
поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом
случае. Учитель - логопед МБДОУ №3 "Светлячок": Поташенкова Г.А.
|