1.
«Улыбка».
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
Тянем губы прямо к ушкам,
И сердиться нам не нужно.
Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме
больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.
2.
«Заборчик».
Из зубов заборчик строй -
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним;
правая рука лежит на левой, шик чтобы кончики пальцев касались локтя
противоположной руки.
3.
«Лопатка».
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.
4. «Желобок».
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Узкий, узкий желобок.
По нему ручей течет.
Язык лежит на нижней губе, кончик -узкий, а боковые
края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.
5.«Чашечка».
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим
Крепче, крепче, крепче.
Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на
столе, ладонь сжата в кулик, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).
6. «Грибок».
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.
Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт,
чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в
кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»).
7. «Горка».
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть
опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на
первой, а пальцами касается стола («горка»).
8.
«Иголочка».
Я иголку острую
Для шитья готовлю.
Крепко я ее держу,
Никого не уколю.
Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются
языка; Ладонь одной руки сжата в кулак. Пальцы
другой собраны в пучок и «воткнуты» в другую руку.
Динамические
упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного
праксиса
1.
«Вкусное варенье».
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю,
затем нижнюю губу. Ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с
языком), затем левую.
2.
«Качели».
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Язык, не касаясь губ копчикам, производит движения
вверх, вниз: руки ладонями вниз, не касаясь сточи, производят те же движения.
3.
«Гармошка».
На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то
опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок»,
кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное
положение.
4.
«Лошадка».
Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. Языком «присосаться» к небу и щелкать
им под хлопки ладоней.
5. «Непослушный язычок»
Провинился язычок, Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа
ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу.
6. «Барабан».
В барабан мы бьем
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук
Слышен звонкий стук.
Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы
одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.
7.
«Чищу зубы».
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда были белые они.
Языкам проводим сначала по внешней поверхности
зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней,
затем по внутренней поверхности левой руки.
8.
«Часики».
Мой веселый язычок
Словно маятник часом:
Вправо - влево, вправо – влево
Он всегда ходить готов.
Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево,
касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, качаются вправо -
влево.
Статико-динамические
упражнения для развития артикуляционного праксиса
Основаны
на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции
1.
«Улыбка-трубочка».
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы
рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; - трубочка» -
кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».
2.«Заборчик
-улыбка-трубочка».
Из зубов заборчик строй,
Губы широко открой.
А теперь смыкаем зубы
И в улыбке тянем губы.
Будем в трубы дуть стараться.
Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к
нижним; затем зубы смыкаются - -улыбка-трубочка. «Заборчик - правая рука лежит
на левой.
3.«Часики
- качели».
Вправо, влево язычок,
Словно маятник часов.
Вверх - вниз, вверх - вниз,
На качелях удержись!
Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем
вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо,
влево, затем вверх, вниз.
4.
«Чашечка».
Крепче «чашечку» держи!
Язычок не убери!
А руками помоги.
Чай вес время подноси.
Языком выполнять движение «чашечка, ладони в форме «чашечки» попеременно
подносятся ко рту.
5.
«Иголочка»
Я иголкой острой шью,
Никого не уколю.
Я иголочку втыкаю,
Ей руками помогаю.
Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука
лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.
6.«Горка»
Язычок мы горочкой
Строим потихонечку.
Ну, а руку не держи,
Весело ее кати.
Языком выполнять движение «горка»; правая рука в
форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с
горки.
7. «Грибок»
Язычком грибок держу, Ни за что не положу!
А руками соберу
Грибочков много я в лесу.
Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно
строят «грибок» на столе.