Меню сайта

ПРАЗДНИКИ

Образование


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

BANER-YBILEI.png
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №3 «СВЕТЛЯЧОК» г. Осташков


Понедельник, 09.12.2019, 12:51

Консультация для воспитателей

 

«Специфика использования дидактических игр

в сенсорном развитии детей

младшего дошкольного возраста»

 

«Только та игра целесообразна, в которой

ребенок активно действует, самостоятельно мыслит,

строит, комбинирует, преодолевает трудности».

А.С. Макаренко

    Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".

   Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, т.к. оно является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Ребенок делает в младшем дошкольном возрасте качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у ребёнка сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Ребёнок в процессе действия с предметами накопил опыт словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Младший дошкольник благодаря этим достижениям начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

     Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина – не отделяются у ребенка от предмета. Ребёнок видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. Ребёнок видит при восприятии не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: лимон кислый и желтый, трава зеленая. У ребёнка развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

      Ведущей деятельностью младшего дошкольника является игра. Поэтому формирование элементарных сенсорных эталонов целесообразно проводить через использование дидактической игры.

   Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выгодским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а также в специальных сборниках игр.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Она считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка.

Игра как игровое средство обучения – явление сложное. В отличие от учебной сущности образовательной деятельности в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания, элементов сюрпризности, загадки, движения, соревнования и пр. В игре дидактическая задача как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. В соответствии с этим воспитатель, в одно и то же время учитель и участник игры. Учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

В младшем дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем. Поэтому очень важно заботится о формировании у детей точных представлений о предметах и вещах, о совершенствовании их сенсорного опыта. Для большей эффективности в дидактических играх надо предоставить детям возможность:

  • повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различении;
  • оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета, и др.); ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
  • делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
  • соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов – с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами спектра).

Однако, осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, маленький ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр под руководством взрослых ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

К сожалению, зачастую случается так, что из-за стремления, во что бы то ни стало добиться решения дидактических задач, поупражнять и научить детей, педагоги часто становятся на путь прямого обучения, что является менее эффективным и занимательным для детей младшего дошкольного возраста.

Для того чтобы сенсорные игры приносили как можно больше пользы, руководство дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте нужно осуществлять учитывая следующее:

  • У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
  • Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
  • Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее, чем одному.
  • С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
  • Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игры), который можно обследовать и активно действовать с ним.
  • Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
  • При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому ребенку казалось, что это лично ему рассказывают об игре.
  • Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
  • Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения. Что особенно значимо в младшем дошкольном возрасте: текст художественных произведений должен быть выучен воспитателем, а не прочитан с листа.
  • Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

В последние годы многие исследователи (А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова) с тревогой говорят о тенденции исчезновения дидактической игры из жизни детей. Углубляются противоречия между признанием роли дидактической игры в развитии детей раннего дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на занятиях, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Это создаёт предпосылки того, что игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребенка-дошкольника, и приводит к необратимым потерям в развитии детской психики.

А ведь в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

  • сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из–за неудачного результата.

 

Список используемой литературы:

  • Л.А. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. М., Просвещение, 1998
  • Л.А. Венгер. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., Просвещение, 2008
  • А.В. Запорожец. Сенсорное воспитание дошкольников. СПб., Дельта 2001.
  • Е.И. Удальцова. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск. Народная асвета 2007.
  • С.А. Козлова. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., Академия, 2001.
  • Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1983.

 

Воспитатель: Тинт И.В.

Вход на сайт

Мы в КОНТАКТЕ

         


Будте здоровы!

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright detcad.uCoZ.ru ©2019 г.. Создать бесплатный сайт с uCoz