«Трудовая деятельность как средство развития личности ребёнка»
Воспитание любви к труду, уважения к людям труда – важная задача дошкольных учреждений.
Приобщение ребенка к самостоятельному труду, это работа взрослых.
Посильный труд связанный с игрой, - это необходимая деятельность ребенка-дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Постоянное включение трудовой деятельности ребенка в процессе его воспитания в семье и детском саду повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Труд, которым руководит взрослый, у ребенка оказывает сильное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Трудясь, формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Проявляется доброжелательность, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются взаимоотношения.
С трудовой деятельностью дошкольники успешно усваивают нравственные нормы, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.
Результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых детьми, оказываются полезными не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит, труд дошкольников может быть общественно ценен.
Труд детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов.
Детский труд позволит взрослому помочь ребенку поставить цель конкретной трудовой задачи и в ходе совместной работы, а также самостоятельных действий ребенка достичь ее выполнения.
Детская трудовая деятельность является источником общего развития ребенка. В труде формируется нравственная воспитанность личности, развивается устойчивость поведения, собранность, дисциплинированность, инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнить работу.
С возрастом деятельность ребенка приобретает более полную структуру, что отражается на формировании его интересов, познавательной деятельности. Труд очень значим в жизни ребенка.