Меню сайта

Образование


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

BANER-YBILEI.png
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №3 «СВЕТЛЯЧОК» г. Осташков


Вторник, 15.10.2019, 04:31

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший воспитатель: Павлова Т.А.

    Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача воспитателя – не пропустить этот момент. Помочь ребёнку освоить позицию субъекта элементарной трудовой деятельности, то есть понимать свою роль в повседневном труде, самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия, осуществлять самоконтроль. Это способствует самоутверждению ребенка, особенно своей умелости, включению в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками. Важно помочь ребёнку осознать свои способности, найти наиболее значимый для него вид трудовой деятельности, где проявляется неповторимая детская индивидуальность, творческие способности. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

    Трудовая деятельность дошкольника, своеобразная по форме и содержанию, является деятельностью продуктивной. Посильный и своеобразный труд ребёнка имеет достаточно выраженную общественную направленность. Прежде всего – это труд по самообслуживанию, труд хозяйственный, труд в природе (по уходу за растениями и животными), ручной труд. Естественно, не всякий труд может оказаться ценным для личностного развития ребенка. Интересен и полезен тот труд, который дает пищу для ума и сердца, развивает художественный вкус, оказывает благотворное влияние на здоровье, формирует ценные социальные чувства и отношения, трудовые навыки и привычки. Труд детей, в том числе связанный с игрой, нужный для ее «обслуживания», содержит в себе все необходимые составляющие (цель, мотив, процесс труда, организация, результат). А также имеет эмоциональный и познавательный аспект. Все это требует от ребёнка знаний, умений, усилий воли и т.д.

 

 

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Включение всех компонентов трудовой деятельности

  1. Мотивы труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия материал, результат); у старших дошкольников всё большее значение приобретаю мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сделать что-то полезное близким людям.
  2. Планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т.п.); намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.
  3. Отношение к результату: младшие дошкольники еще не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда, это делает воспитатель после завершения трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается ее категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

 

Требования к организации детского труда

 

  1. Систематичность детского труда.

    Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребёнка.

  1. Постепенность рабочей нагрузки.

    Величина нагрузки влияет на отношение ребёнка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком маленькая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е.А. Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребёнка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют чистоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно - сосудистой и дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

  1. Подбор оборудования для труда.

   Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

  1. Создание в группе трудовой атмосферы.

    Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от него трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 младшая группа

  1. Имеют представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах одевания (колготок, маечек, футболок, штанишек).
  2. Наблюдают за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор.
  3. Называют определенные действия, которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.

 

2 младшая группа

Труд взрослых.

  1. Имеют первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми.
  2. Совместно со взрослыми устанавливают взаимосвязь «цель – результат» в труде.
  3. В процессе наблюдения формируются первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду; знакомятся с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек на улице.

Средняя группа

Труд взрослых и рукотворный мир.

  1. Происходит обогащение представлений детей о содержании и структуре хозяйственно-бытового труда взрослых: сервировка стола; мытье посуды; поддерживание чистоты и порядка в групповой комнате; стирка белья; приготовление пищи; о труде взрослых в ближайшем окружении (профессии: продавец, шофёр, врач и др.)
  2. Формируются представления о структуре трудового процесса, взаимосвязь его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы, инструменты нужны для выполнения трудовых действий и получения результата).
  3. Понимание детьми направленности трудовых процессов на результат (например: повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены).
  4. Происходит расширение представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых.
  5. Развивается интерес к предметам бытовой техники, которые широко используются дома и в детском саду: пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина и пр.

Старшая группа

Труд взрослых и рукотворный мир.

  1. Дети знакомы с конкретными профессиями и взаимосвязью между ними, с содержанием труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
  2. Понимают роль современной техники и материалов в трудовой деятельности взрослых.
  3. Относятся с уважением к труду родителей, имеют представление о материальном обеспечении семьи, ее бюджета.

Подготовительная группа

Труд взрослых и рукотворный мир.

  1. Знают о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
  2. Имеют представление о личностных качествах представителей разных профессий (пожарные, военные – люди смелые и отважные, они должны быстро принимать решения, от которых часто зависит жизнь людей).
  3. Постепенно входят в мир экономических отношений, совместно с родителями педагоги формируют у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи.
  4. Имеют представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг.
  5. Воспитана культура потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.

 

НАВЫКИ, УМЕНИЯ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

 

Первая младшая группа

 

  1. Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого)

 

  1. При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках

 

  1. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать приборы в правой руке

 

  1. Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком

 

  1. Усваивать порядок одевания и раздевания

 

  1. Аккуратно ставить снятую обувь и одежду

 

 

Вторая младшая группа

 

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности

 

  1. Складывать, вешать предметы одежды

 

  1. Аккуратно мыть руки, лицо, шею, уши

 

  1. Насухо вытираться

 

  1. Вешать полотенце на место

 

  1. Пользоваться носовым платком, расческой

 

  1. Пользоваться правильно столовой, чайной ложками, вилкой, салфеткой

 

 

Средняя группа

 

  1. Самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и аккуратно вешать одежду

 

  1. С помощью взрослого приводить в порядок одежду – чистить, просушивать

 

  1. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после туалета

 

  1. Пользоваться носовым платком, расчёской

 

  1. При кашле и чихании прикрывать рот и нос платком или рукой, отворачиваться

 

  1. Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом)

 

  1. Полоскать рот после еды

 

 

Старшая группа

 

  1. Самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и аккуратно вешать одежду

 

  1. Аккуратно и правильно складывать свою одежду в шкаф

 

  1. Своевременно сушить свою одежду и обувь (ухаживать за одеждой, мыть, чистить обувь)

 

  1. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после туалета

 

  1. Ежедневно чистить зубы

 

  1. Следить за чистотой ногтей

 

  1. Складывать вещи в определенном порядке

 

  1. Опрятно убирать постель

 

  1. Оказывать взаимную помощь в процессе одевания и раздевания

 

  1. Пользоваться носовым платком и расчёской

 

  1. Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом)

 

 

Подготовительная группа

 

 

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности

 

  1. Аккуратно складывать одежду

 

  1. Ставить на место обувь, мыть и протирать её

 

  1. Своевременно сушить одежду

 

  1. Замечать и своевременно устранять непорядок в своем внешнем виде

 

  1. Тактично напоминать товарищу о непорядке в его одежде, обуви, помогать устранять его

 

  1. Самостоятельно готовить материалы и пособия к деятельности на занятиях

 

  1. Чистить зубы и полоскать рот после еды

 

  1. Мыть ноги перед сном, принимать душ.

 

 

АЛГОРИТМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ХОЗЯЙСТВЕННО – БЫТОВЫМ ТРУДОМ ПО ГРУППАМ

 

Первая младшая группа

  1. Поднять игрушку и поставить ее в шкафчик или другое определенное место
  2. Поставить на стол салфетницу с салфетками и пустую хлебницу

 

Вторая младшая группа

  1. Подготовить материал к занятию: разложить на столе кисточки, доски для лепки и пр.
  2. Убирать игрушки и предметы на свои места после игр и действий сними
  3. Раскладывать ложки, вилки, тарелки и чашки, ставить салфетницы, хлебницы (со второй половины года)

 

Средняя группа

  1. Убирать игрушки и строительный материал в отведённое им в группе место
  2. Подклеивать книжки, коробки
  3. Самостоятельно выполнять обязанности дежурных (полная сервировка стола)

 

Старшая группа

  1. Протирать игрушки и пособия
  2. Мыть игрушки и строительный материал
  3. Уметь наводить порядок на участке, подметать и убирать от мусора дорожки, очищать их от снега
  4. Поливать песок в песочнице
  5. Осуществлять полную сервировку стола

 

  1. Убирать посуду после еды
  2. Самостоятельно раскладывать приготовленные воспитателем материалы для деятельности на занятиях
  3. Убирать после занятий материалы, палитры, дощечки и пр., мыть кисточки
  4. Протирать столы

Подготовительная группа

  1. Поддерживать порядок в группе и на участке
  2. Мыть игрушки, строительный материал, стирать кукольное белье
  3. Подметать и убирать от снега дорожки на участке
  4. Поливать песок в песочнице
  5. Самостоятельно убирать постель после сна
  6. Полностью сервировать стол
  7. Убирать посуду после еды, сметать щетками столы от крошек, складывать салфетки, подметать пол возле столов
  8. Самостоятельно раскладывать материалы для образовательной деятельности
  9. Мыть материалы после деятельности
  10. Протирать столы.

 

Использованная литература:

  • «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева; изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014г.
  • «Трудовое воспитание» Р.А. Жукова; Волгоград: ИТД «Корифей» 2005г.
  • «Освоение дошкольниками трудовой деятельности: формы работы, практический опыт, конспекты образовательной деятельности» Е.А. Баландина, И.Г. Истомина, И.В. Загорская; Волгоград: изд. «Учитель»
Вход на сайт

Мы в КОНТАКТЕ

 Нам 45 лет!

МБДОУ Детский сад №3 "Светлячок"

         


Будте здоровы!

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright detcad.uCoZ.ru ©2019 г.. Создать бесплатный сайт с uCoz