РЕКОМЕНДАЦИИ

  МЧС России Пожарно-техническая выставка
  

ЭТО НАДО ЗНАТЬ


ВНИМАНИЕ


НОВОСТИ


Меню сайта

Образование


БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ детский сад №3 «СВЕТЛЯЧОК» г. Осташков


Среда, 26.01.2022, 20:15

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»

Методическая разработка

«Зимние забавы»

Опыты и эксперименты со снегом и льдом

Воспитатель:

Городничева Ольга Васильевна

Цель: формирование способности к экспериментированию.

Задачи:

- конкретизировать и углублять представления детей о свойствах снега и льда;

- закреплять знания о взаимосвязях живой и неживой природы;

- развивать познавательный интерес, умение анализировать, сопоставлять, выдвигать гипотезы, высказывать суждения.

- воспитывать экологическую культуру поведения, желание бережно относиться к живой и неживой природе.

Что тяжелее?

Цель: совершенствовать умение детей определять вес предметов.

Материалы: небольшие одинаковые ёмкости (детские ведёрки) с рыхлым снегом, слежавшимся плотным снегом, льдом.

Ход. Детям предлагается заранее заморозить воду и затрамбовать снегом одинаковые ёмкости. В данный момент третья ёмкость засыпается рыхлым снегом. При визуальном сравнении трёх одинаковых ёмкостей, дети выдвигают гипотезы, какая из них окажется тяжелее. Правильность высказываний проверяется опытным путём: каждый пробует поднять последовательно три ёмкости.

Вывод: Лёд – тяжелее, плотный слежавшийся снег – легче, рыхлый снег – самый лёгкий.

Где быстрее тает снег?

Цель: совершенствовать умение определять условия таяния снега.

Ход. Предложить детям понаблюдать, где быстрее тает снег – на варежке или на руке.

Почему? Что образуется из снега?

Вывод: на руке снег растаял быстрее, чем на варежке, так как рука теплее. Отсюда следует, что в тепле снег тает быстрее, чем на холоде.

Почему снег лёгкий?

Цель: формировать представление о свойствах снега.

Материал: лопатки, ведёрки, лупа, тёмная бархатная бумага (полотно).

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для снежной постройки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на тёмную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Где лучики? 

Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал: Тёмное полотно, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает рассмотреть их на тёмном полотне через лупу.

Вывод: в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обламываются. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Это ломаются снежинки.

Почему снег греет? 

ЦельПомочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Выводв бутылке под снегом вода остыла меньше и не замёрзла, значит, снег сохраняет тепло. Снег нужен растениям как одеяло.

Ледяной секретик 

Цель: Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал: Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).

Ход. Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью: «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд). Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!» (можно заменить запись картинкой). Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки (можно рассматривать картинки в группе).

Вывод: Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Откуда берётся иней?

Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал: Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

Что быстрее растает? (в группе)

Цель: формировать представление о плотности снега и льда.

Материал: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.

Ход. Три группы детей ведут наблюдения за таянием снега и льда. Первая группа – рыхлый снег. Вторая группа – комок снега. Третья группа – лёд.

Вывод: Рыхлый снег растаял быстрее, так как его плотность меньше, т.е. между снежинками находится воздух. Комок снега таял медленнее, так как его плотность больше, снежинки находятся близко друг к другу, снежинок намного больше и воздуха между ними почти нет. Лёд таял медленнее всех, так как его плотность очень большая, он состоит из замёрзшей воды.

   Какой снег? (в группе)

Цель: формировать представление о чистоте снега.

Материал: прозрачная ёмкость для снега.

Ход. Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате? Рассмотреть воду, отметить, что она грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы и т.д. Объяснить, что, падая, снежинки собирали все, что находилось в воздухе.

Вывод: со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло.

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы? (в группе)

ЦельПомочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материал: Подносы для снеговых фигурок.

Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод: Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

 Лед и соль (в группе)

Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.

Материал: 2 миски, кубики льда, соль.

Ход. Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольшие миски. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет в одной миске кубик льда солью. В другой миске кубик льда не надо посыпать ничем.

Пусть дети наблюдают, как влияет соль на лед. Какой из кубиков льда тает быстрее?

Вывод: кубик льда, посыпанный солью, тает быстрее.

Исследовательская деятельность

 - Измерить глубину снега открытых и защищенных участ­ков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?

- Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В кон­це прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

- Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас­смотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

- На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изме­нил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, ого­лил землю.

- Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и за­рисовать палочкой увиденные следы птиц.

Вход на сайт

Приём в ДОУ

ПРАВИЛА и условия приёма в образовательное учреждение


ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ 


Будте здоровы!

Мы в КОНТАКТЕ


Поиск

Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Copyright detcad.uCoZ.ru ©2022 г.. Создать бесплатный сайт с uCoz